Департамент развития питьевого водоснабжения и водоотведения
при Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства
при Кабинете Министров Кыргызской Республики

История развития системы хозяйственно-питьевого водоснабжения

1 Предыстория становления сельских систем хозяйственно-питьевого водоснабжения Кыргызской Республики

До 90-х годов прошлого века, сельские водопроводные системы являлись собственностью колхозов и совхозов, с их расформированием была ликвидирована существующая система сервисного обслуживания сельских водопроводов (республиканское объединение «Сельводоснабжение», его областные и районные структурные подразделения). После распада СССР, в 90-е годы почти все сельские системы водоснабжения практически остались бесхозными. Существующие системы сельского водоснабжения нуждались в капитальном ремонте, особенно это остро ощущалось во второй половине 90-х годов, так износ водопроводных сетей превышал 50% их общей протяженности. Более 200 водозаборных сооружений не имели зон санитарной охраны, комплексов водоочистных сооружений, не работали более 2,0 тыс. из существующих 36,7 тыс. водоразборных колонок.Многие годы не выделялись инвестиции на капитальный ремонт и восстановление основных фондов систем водопроводного хозяйства. Более того, как изложено выше, после ликвидации колхозов и совхозов, принадлежавшие им ранее водопроводы оказались практически бесхозными.Учитывая остроту проблемы и необходимость принятия срочных мер в системе обеспечения питьевой водой сельского населения страны, Правительство Кыргызкой Республики в начале текущего столетия, заключило кредитные Соглашения с Азиатским банком развития (АБР) и Всемирным банком (ВБ) на выделение 69,5 млн. долларов США для строительства, реконструкции и реабилитации сельских водопроводов, реализация которых началась с 2000 года.

2 Создание Департамента сельского водоснабжения и дальнейшее его местоположение

В 2000 году, согласно решению Правительства Кыргызской Республики, Исполнительным агентством по реализации проектов, финансируемых АБР и ВБ, было определено Министерство сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики.Для осуществления контроля за ходом подготовки и реализации проектов, финансируемых АБР и ВБ, Правительство Кыргызской Республики своим постановлением от 19 сентября 2000 года № 578 создало Департамент сельского водоснабжения (ДСВ) при вышеуказанном Министерстве КР, а для осуществления реализации проектов был образован Объединенный отдел управления проектами (ООУП) при ДСВ.Особо следует отметить, что в течение своего существования, ДСВ и ООУП в силу различных причин решениями Правительства Кыргызской Республики последовательно были переданы в ведение разных министерств и ведомств пять раз, что привело к значительному снижению темпа реализации указанных проектов.Так, Указом Президента Кыргызской Республики от 27 декабря 2008 года УП № 468 Департамент выведен из структуры Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающий промышленности Кыргызской Республики и передан в ведение Национального агентства Кыргызской Республики по делам местного самоуправления.Спустя 10 месяцев Указом Президента Кыргызской Республики от 26 октября 2009 года № 425 «О структуре Правительства Кыргызской Республики», с 1 января 2010 года он вновь был передан в ведение Министерства природных ресурсов Кыргызской Республики, не имеющему никакого отношения к сельскому водоснабжению. Более того, приказом Министра природных ресурсов от 5 марта 2010 года за № 36, данный Департамент вообще был ликвидирован.После апрельских событий 2010 года, на основании протеста Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики, предписания Государственной кадровой службы Кыргызской Республики и вмешательства Аппарата Президента Кыргызской Республики, Министерство природных ресурсов Кыргызской Республики отменило ранее принятый собственный приказ по данному вопросу. Вследствие чего, ДСВ получил свой юридический статус, зарегистрировав свое Положение в Минюсте Кыргызской Республики.Затем, постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 сентября 2010 года № 186 «О Государственном комитете Кыргызской Республики по водному хозяйству и мелиорации» Департамент сельского водоснабжения передан из структуры Министерства природных ресурсов Кыргызской Республики в ведение Государственного комитета Кыргызской Республики по водному хозяйства и мелиорации, в структуре которого находился до 9 января 2012 года.С января 2012 года новое местоположение ДСВ определено в составе вновь созданного Государственного агентства по строительству и региональному развитию при Правительстве Кыргызской Республики.

3 Реализация проектов первого этапа, начиная с 2000 года по октябрь 2008 года

Начиная с 2000 года по август 2009 года реализация проектов осуществлялась специально созданным ООУП при ДСВ, а контроль над их реализацией производилась соответствующими министерствами и ведомствами, которые являлись одновременно Исполнительными агентствами (Минсельхоз, НАМСУ, Минприроды, Госкомитет по водному хозяйству).Необходимо отметить, что частая замена местоположения ДСВ и ООУП отразилась на работоспособности аппарата последнего, а реализация проектов, начиная с ноября 2009 года по декабрь 2010 года, практически была приостановлена.Как выше отмечено, что в октябре 2008 года была завершена реализация первого этапа проектов, финансируемых АБР и ВБ по обеспечению сельского населения централизованным питьевым водоснабжением, общей стоимостью 69,5 млн. долларов США.

    • На этом этапе реализации проектов двумя донорами охвачено-509 сел республики, в том числе:

 

  • по линии АБР- 302 села из них, в Ошской – 121, Джалал-Абадской – 53, Баткенской – 59 и Чуйской области – в 67 селах. Восстановлено и вновь построено 1773,2 км водопроводных сетей, отремонтировано и вновь установлено 7748 водоразборных колонок. Общее освоение финансовых средств по принятым в эксплуатацию водопроводов составило 1 млрд. 420 млн. сомов.
  • по линии ВБ-207 сел из них; в Нарынской – 82, Иссык-Кульской – 68 и Таласской области – в 54 селах. При этом, восстановлено и вновь построено 1748,2 км водопроводных сетей, отремонтировано и вновь установлено 7121 водоразборных колонок. Общее освоение финансовых средств по сданным объектам систем водоснабжения по ВБ составило 820,2 млн. сомов.

Незавершенные водопроводы 3 сел Иссык-Кульской области (как проблемные), по согласованию с Всемирным банком, перенесены на второй этап реализации проекта.Общее освоение финансовых средств по введенным в эксплуатацию системам сельского питьевого водоснабжения по двум проектам составило свыше 2 млрд. 240,0 млн. сомов, в результате чего в первом этапе реализации проектов около 1,0 млн. человек получили доступ к безопасной питьевой централизованной воде.

4 Реализация проектов второго этапа, начиная с 2009 года по апрель месяц 2011 года

    • С 2009 года начата реализация второго этапа проектов, финансируемых АБР и ВБ на сумму 41,5 млн. долларов США, в том числе:

 

  • по линии АБР на сумму 30 млн. долларов США (на грантовой основе) с охватом 92 села с населением 198,5 тыс. человек,проживающих в Ошской, Жалал-Абатской, Баткенской и Чуйской областях.
  • по линии ВБ на сумму на 11,5 млн. долларов США (из них 6,5 млн. долларов кредит и 5,0 млн. долларов грант) с охватом 51 села с населением 86,5 тыс. человек, проживающих в Иссык-Кульской, Нарынской и Таласской областях.

В настоящее время проводятся строительные работы по подпроектам, финансируемых ВБ, таких как Корумду, Темир, Кашат, Коочу, Балтабай, Желе-Добо, Ак-Кочкор и Чельпек Иссык-Кульской области, Тугол-Сай Нарынской области, Уч-Эмчек Таласской области, где реализующей организацией является Агентство развития и инвестирования сообществ (АРИС).К сожалению, на сегодняшний день реализация проекта, финансирование по линии АБР приостановлено, о чем Правительство КР поставлено в известность представителями АБР в июне текущего года. Учитывая такое положение на уровне Первого вице-премьер-министра КР А.Карашева и Вице-премьер-министра КР Дж.Оторбаева с Главой Постоянного представительства АБР в КР г-жой Риа Хироака проведен ряд встреч по вопросу возобновления финансирования проекта. На последней встрече, которая состоялась 27 августа текущего года с участием Вице-премьер-министра КР Дж.Оторбаева, Государственному агентству архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительства Кыргызской Республики, поручено внести предложение по изменению дизайна реализации проекта, финансируемого АБР, что является одним из вариантов предлагаемого и пожеланием последнего.В результате реализации данных проектов двух этапов в республике, проведена реабилитация и строительство водопроводов в 545 селах с населением более 1 млн 043 тыс. человек, где общее освоение финансовых средств составило 2 млрд. 509 млн. сомов. За весь период реализации проектов построено 2043,5 км водопроводных сетей, отремонтировано 1589,5 км, установлено новых водоразборных колонок 7530 штук и отремонтировано 7781.

5 Передача документации и других активов от Объединенного отдела управления проектами Департамента сельского водоснабжения в Агентство развития и инвестирования сообществ (АРИС)

В соответствии с распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 25 апреля 2011 года № 141-р, реализация проектов, финансируемых вышеназванными финансовыми донорами, передана Агентству развития и инвестирования сообществ (АРИС), с ликвидацией ООУП.Во исполнение данного распоряжения ООУП, с участием ДСВ, вся документация по компонентам вышеуказанных проектов к 24 июня 2011 года, передана АРИС. При этом, все архивные материалы ООУП, начиная с 2001 до 2011 года, переданы в ДСВ для обработки и дальнейшего хранения.

6 Эксплуатация и техническое содержание водопроводных сетей построенных за счет средств, финансируемых финансовыми донорами

После завершения восстановительных работ и нового строительства системы сельского водоснабжения передавались в ведение Сельских общественных объединений потребителей питьевой воды (СООППВ), которых в республике насчитывалось 633, в них работает более 3 тыс. человек. Однако, как показала практика, вопросами эксплуатации и технического содержания, введенных в действие систем сельского питьевого водоснабжения, на местах в настоящее время СООППВ занимаются крайне неудовлетворительно. Из-за неустойчивости СООППВ их количество из года в год уменьшается, в настоящее время, по этой причине, в 35 селах водопроводные сети, построенные в 2004-2006 годах, уже не функционируют.Исходя из этого, проработан вопрос о создании сервисных технических служб в районных центрах, которые будут вести работу по обслуживанию водопроводов на договорной основе с айыл окмоту.Учитывая актуальность данной работы, вопрос создания технических сервисных служб в 7 районных центрах республики, включен в План действий Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики на 2014 год. На сегодняшний день, в рамках данного Плана, создан технический сервисный центр в Узгенском районе Ошской области, который начал обслуживать сельские общественные объединения потребителей питьевой воды данного района.В настоящее время проводится аналогичная работа и в других районах областей, пути решения данного вопроса согласованы с большинством глав облрайгосадминистраций республики.

7 Выделение финансовых средств из республиканского бюджета Кыргызской Республики.

Начиная с 1990 года средства из республиканского бюджета на строительство систем питьевого водоснабжения населенных пунктов не выделялись. В этой связи, водопроводы в сельской местности с 2000 года строятся за счет финансовых средств, выделяемые финансовыми донорами, такими как Всемирный банк и Азиатский банк развития, а также другими финансовыми институтами. В соответствии с заключенными Соглашениями между Правительством Кыргызской Республики и финансовыми донорами, Правительство участвует в со-финансировании проектов в размере 20 процентов от получаемой кредитной суммы.

8 Сбор 5 процентных денежных средств от проектной стоимости от населения.

В соответствии с основными условиями финансовых доноров до начало реализации проектов, как правило, местное сообщество должно внести 5 процентные денежные средства от проектной стоимости на расчетный счет реализующей организации проекта (до апреля 2011 года ООУП, а с апреля 2011 года АРИС).В настоящее время, многие сельские общественные объединения потребителей питьевой воды (СООППВ) собрали 5 процентные денежные средства, с намерением включиться в реализуемые проекты. Собранные денежные средства хранятся в банках в депозитных счетах самих СООППВ по месту их нахождения.

9 Работа, проведенная Департаментом развития питьевого водоснабжения и водоотведения за 2015 год

На сегодняшний день в Кыргызской Республике есть позитивные сдвиги в развитии данного сектора с привлечением инвестиционных проектов через Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и других внешних финансовых доноров.Учитывая сложное положение в обеспечении питьевой водой населения страны, за последнее время Правительством Кыргызской Республики принят ряд значимых документов, направленных на улучшение доступа жителей населенных пунктов к безопасной питьевой воде.Одним из таких документов является Указ Президента Кыргызской Республики «О Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы», в котором вопросы питьевого водоснабжения и водоотведения отражены отдельным блоком.Кроме этого, Департаментом развития питьевого водоснабжения и водоотведения разработан проект «Стратегии развития питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Кыргызской Республики до 2026 года» (далее — Стратегия), последний в свою очередь на рассмотрении Аппарата Правительства Кыргызской Республики.Для реализации поставленных задач до 2017 года Стратегией предусмотрено направить усилия на реализацию проектов по реабилитации и строительству систем питьевого водоснабжения, с целью повышения доступа сельских жителей 50 сел к 2017 году, а до 2026 года — 375 сел республики.Кроме того, в целях повышения доступа населения к улучшенным объектам канализации и санитарии, необходимо построить в 27 районных центрах, имеющих статус села, сети водоотведения и санитарии.Общий объем необходимых финансовых средств на реализацию Стратегии составляет более 24,7 млрд. сомов.Несмотря на положительные тенденции в привлечении инвестиции в данный сектор, в настоящее время все еще ощущается острая нехватка привлекаемых финансовых средств, направляемых в последующем на строительство и реабилитацию систем водоснабжения сельской местности.В 2014 году, по просьбе Правительства Кыргызской Республики, Всемирный банк предусмотрел в своей Страновой программе на 2016-2018 годы финансовые средства в сумме 16,0 млн. долларов США на эти цели.В настоящее время, на эту сумму начат процесс подготовки проектов в 30 селах Чуйской и Ошской областей, реализация которых будет осуществляться Агентством развития и инвестирования сообществ Кыргызской Республики (далее — АРИС) в период 2016-2018 годов.Успешно решается вопрос с привлечением инвестиций для городов республики по линии Европейского банка реконструкции и развития, вместо 8 городов, запланированных Стратегией осуществляется реализация проектов в 19 городах республики на сумму 173,1 млн. Евро.Вместе с тем, сообщаем, что размер выше обозначенной суммы финансовых средств, несомненно недостаточен, для выполнения объема работ по строительству систем водопроводов сельской местности, предусмотренных вышеназванным Указом Президента Кыргызской Республики и Стратегией.Для чего, нами принимаются и другие меры, а также изучаются разные механизмы по привлечению дополнительных финансовых средств на эти цели.В этих целях, в настоящее время Департаментом, совместно с представителями Всемирного банка и АРИС (реализующая организация) прорабатывается вопрос о возможности привлечения инвестиций в сумме 15,0 млн. долларов США по линии Исламского банка развития по предварительной договоренности с его представителями.14 января 2016 года проведен Координационный совет по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики в котором был поддержан и одобрен решением «О софинансировании проектов инвестирования сектора питьевого водоснабжения и водоотведения сельской местности Кыргызской Республики в период 2016-2018 годы со стороны Исламского банка развития (ИБР) в сумме 15,0 млн. долларов США.По предварительной договоренности, в период с 25 января 2016 года в город Бишкек пребывают представители Исламского банка развития, для изучения вопросов связанных с состоянием положения по обеспечению населения республики безопасной питьевой водой и ознакомления с данным сектором.На сегодняшний день, количество партнеров-инвесторов Госстроя, желающих привлечь инвестиции в данный сектор, достигло до 10 инвесторов, против 2, что имелось в 2013 году.К увеличению количества инвесторов способствовало принятие в 2014 году Правительством Кыргызской Республики Государственной программы развития питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов на период 2014-2024 годы, подготовленной Госстроем.Основным партнером-инвестором в секторе питьевого водоснабжения является Европейский банк реконструкции и развития, через которого на сегодняшний день привлечены и на стадии подписания Соглашений на привлечение инвестиций в сумме 173,1 млн. Евро или 13,5 млрд. сомов.На эти финансовые средства проводятся реабилитационные и строительные работы систем водопроводов 19 больших и малых городов и отдельных сел страны).Следует отметить, что наравне с городами данный банк оказывает практическую помощь и в решении вопросов по обеспечению питьевой водой населения в сельской местности. Так, при решении вопросов обеспечения питьевой водой населения параллельно решаются вопросы 16 сел, расположенных вблизи городов Токтогул, Кербен Жалал-Абадской области, города Узген Ошской области и Каракол Иссык-Кульской области.Кроме Европейского банка реконструкции и развития в секторе питьевого водоснабжения и водоотведения принимает участие Всемирный банк со своим портфелем в сумме 16,0 млн. долларов США.На эти финансовые средства в течение 2014-2017 годов запланировано провести строительно-монтажные работы систем водопроводов 30 сел республики.В настоящее время, начат процесс подготовки реализации 5 подпроектов первого этапа, охватывающих 17 сел, в том числе подпроект Отуз-Адыр Кара-Суйского района (охватывает 8 сел), с.Тоготой Кара-Кулжинского района (охватывает 1 село) и подпроект Кыргыз-Ата Ноокатского района (охватывает 1 село) Ошской области, подпроект Султан Чуйского района (охватывает 6 сел) и подпроект Курама Панфиловского района (охватывает 1 село) Чуйской области.До конца 2017 года Всемирным банком будут реализованы еще 6 подпроектов вторым этапом, охватывающих более 13 сел республики.21 век высоких технологии. В современных условиях управление территориально распределенной системой инженерных сетей крупного города и всего страны невозможно без представления об их пространственной структуре. Технология поддержки бумажных карт и планшетов уже не отвечает требованиям оперативности обработки и обмена информацией. Геоинформационные технологии являются средством, создающим основу для автоматизированного и оперативного управления системами водоснабжения и канализации, а также обеспечения процессов накопления, отображения, обработки, анализа и подготовки тематических карт эксплуатации сетей. Основой для развития ГИС-технологий Департаменту послужила переговоры о поддержке по разработке программного обеспечения ГИС-технологии с представительством Всемирного банка. Главной целью ее было эффективное управление эксплуатацией водопроводных сетей: учет неисправностей объектов сети и работ по их устранению, мониторингу и анализу, планирование отключений и определение потребителей остающихся без воды, и т.д.При положительном одобрении со стороны представительства Всемирного банка в Кыргызской Республики о поддержке программного обеспечения ГИС-технологии сектора питьевого водоснабжения, канализации и очистных сооружении будет реализован данный проект.В соответствии со Стратегией на базе существующих государственных предприятий “Водоканалов”, образованы межмуниципальные предприятия по обслуживанию систем водпроводов сельской местности в 15 районных центрах 7, а также продолжается процесс образования в остальных 25 районных центах республики.

10 Нынешнее состояние водопроводных сетей сельской местности КР.

На сегодняшний день, из имеющихся в республике 1805 сел, водопроводы в 267 селах были построены 50-60 годы прошлого столетия, в 458 селах до 80-х годов, а 390 сел вообще не имеют системы водопроводов.В связи с чем, перед Правительством Кыргызской Республики, совместно с органами местного самоуправления стоит задача построить новые системы водопроводов в 657 селах и провести реабилитацию водопроводов в 595 селах республики, на которых потребуются более 24,7 млрд. сомов по установленным ценам сегодняшнего дня.По состоянию на 1 февраля 2016 года, из имеющихся 453 айылных округов только 16% имеют достаточные доходы для самосохранения и развития, а остальные 84% получают определенные дотационные финансовые и иные ресурсы от государства.В этой связи, многие айыл окмоту не смогли сохранить, а более того, организовать качественную техническую эксплуатацию, переданных им системы водопроводов, построенных в период 2001-2009 годы за счет средств внешних доноров. Вследствие чего, из построенных и переданных в эксплуатацию водопроводов 545 сел, на сегодняшний день, в более 150 селах работают с перебоями.При таком положении дел многие органы местного самоуправления сельской местности не смогут выполнять аналогичную работу после передачи им вновь построенных объектов водопроводов.Учитывая такое положение, Департаментом развития питьевого водоснабжения и водоотведения при поддержке Азиатского банка развития, с ноября месяца 2015 года проводится реформа по улучшению управления сектора питьевого водоснабжения, с учетом опыта работы стран Восточной Европы и других Республик СНГ, имеющих определенный успех в эксплуатации, техническом содержании систем водопроводов и водоотведения.

kartal escort
kadikoy escort